Духовно-исторический комплекс «Ратненский» — это проект комплексного развития действующего Преображенского храма, объекта культурного наследия федерального значения «Ратненская церковь» и Ратненского некрополя, расположенных в северной части станицы Старочеркасской Ростовской области.
«Ратненский» — органичная часть ансамбля действующих православных и культурно-исторических святынь станицы Старочеркасской.

«Ратненский» — узловой элемент опорного каркаса духовно-исторического пространства одного из центров казачьей культуры Дона.

«Ратненский» — это Донская земля, впитавшая кровь воинов и слезы молитв. Он хранит память павших, возрождает дух живых и готовит к Вечности. Это территория диалога: между верой и доблестью, камнем и словом, прошлым и будущим.
Происхождение названия «Ратненский»
Tilda Publishing
Церковь, расположенную рядом с казачьим кладбищем на Ратном урочище в народе называли «Ратненская». Иногда слово «Ратненская» добавляли и к каноническому названию церкви — Ильинская (Ратненская) церковь. Ратненским также называется и расположенное вокруг храма старейшее на Дону казачье кладбище.
Название «Ратненский» связано с Ратным урочищем, где во второй половине XVII века был построен земляной государев Ратный городок. В нём размещалось шеститысячное государево войско, которое совместно с донскими казаками воевало против турецкого Азова. После ухода русского гарнизона за поселением сохранилось название «Ратное». Позднее так стала называться и Ратненская (Ратная) станица города Черкасска.

Воздвигнутая на этом месте в 1701 году деревянная церковь Илии Пророка с приделом святых мучеников Флора и Лавра тоже получила второе неканоническое наименование «Ратненская». Позже воздвигнутый на месте деревянной церкви каменный храм в честь Преображения Господня тоже получил второе имя «Ратненский». Это слово стало отражением духа казачества. XVIII века. Казаки, нёсшие ратную службу на рубежах России, видели в нём духовную опору своих подвигов. Слово «ратный», восходящее к древнерусскому «рать» (войско, битва), было для них знаком воинского призвания. Храм освящал их походы: здесь молились перед сражениями, здесь же отпевали павших героев.

Вокруг храма возникло казачье кладбище, которое тоже получило название Ратненское (Ратное). Это старейшее на Дону казачье кладбище. Место упокоения героев Дона, отдавших свои жизни за Российское Отечество. Героев, сражавшихся в разные исторические эпохи, но нашедших своё последнее пристанище в земле Ратненского погоста. Здесь покоятся донские атаманы, генералы и полковники Войска Донского, здесь похоронены родители, брат и сын знаменитого атамана Матвея Ивановича Платова. Ратненское кладбище стало Великим казачьим некрополем.

Для казаков имя «Ратненский» стало гордым символом двойного служения: Вере и Отечеству. Они говорили: «Мы не просто воины — мы ратники Христовы, защищающие святыни Дона». Даже сегодня, спустя века, «Ратненский» звучит как эхо казачьей доблести и несломленного духа.

Сегодня «Ратненская церковь» — это название объекта культурного наследия федерального значения, охраняемого государством памятника, что зафиксировано на табличке на здании церкви.

История места
Tilda Publishing
Ратненский комплекс расположен на северной окраине современной станицы Старочеркасской Ростовской области. Станица Старочеркасская — это бывший город Черкасск (основан в 1570 г.), с 1644 по 1805 г. был столицей Войска Донского, а также военно-политическим и торгово-экономическим центром донских казаков.
Ядром комплекса является Преображенская (Ратненская) церковь и Ратненский некрополь.
История места связана с Ратненской (Ратной) станицей, располагавшейся в XVII - XVIII веках за стенами Черкасской крепости и входившей в состав Черкасского городка.

Станица  Старочеркасская - это  бывший город Черкасск. Он был основан   пришедшими на Дон запорожскими казаками в 1570 году на естественном острове.

После Азовского осадного сидения в 1641 году были полностью уничтожен турками казачьи городки Черкасский, Маныческий и Монастырский (сделать ссылку на Традиции, духовные пути). Столичные функции вновь перешли к Раздорскому городку. Однако в 1644 году атаман Павел Фёдоров с боями пришёл на нижний Дон и «поставил городок на старом месте, по старине, на Черкасском острове» (Отписка атамана Павла Фёдорова царю Михаилу Фёдоровичу Романову от 4 июля 1644г.) С этого момента Черкасский городок в документах именуется главным казачьим городком.

Город Черкасск первоначально делился не на кварталы, а на станицы, во главе каждой станицы стоял станичный атаман. К началу XVIII века Черкасский городок состоял из 12 станиц: Черкасская, Средняя, Прибылянская,  Скородумовская,  Дурновская, Ратнинская,  Татарская, Верхнерыковская, Среднерыковская, Нижнерыковская, Павловская и Тютеревская.
Ратненская станица находилась в районе нынешней Преображенской (Ратненской) церкви. В 1673 г. русскими войсками под руководством полковника и инженера Альбрехта Шневенца здесь был выстроен земляной государев Ратный городок, где разместилось войско в 6 тысяч человек. В 1677 году русский гарнизон покинул городок, в нём осталось проживать гражданское население. Сохранилось и Ратное кладбище. В северной части Ратной станицы, на Ратном урочище в 1701 году в честь Св. Пророка Илии была возведена деревянная церковь, которую называли Ильинской (Ратненской). Второй придел был в честь мчч. Флора и Лавра.

У предместья Ратненской станицы, за пределами Черкасского острова, располагались к середине XVIII столетия деревянные бастионы, составлявшие часть Черкасских крепостных сооружений.
История укрепления Черкасского городка связана с заточением войскового атамана Данилы Ефремова на два года в Петропавловскую крепость Санкт-Петербурга за несанкционированное правительством строительство каменной стены вокруг главного казачьего городка. Данила Ефремов сыграл важную роль в строительстве и обустройстве каменной Преображенской (Ратненской) церкви (дать ссылку на жертвователей).

В  XVIII веке в Черкасске существовало два деревянных моста.  Один из них – от торговой площади до Ратненской церкви, был выстроен на 2 тысячи столбов протяжённостью 560 сажен, имел ширину в 3 сажени, высоту свыше 1 сажени над землёй, перила, помост из толстых досок. По нему ездили гружёные экипажи. 

(https://proza.ru/2015/06/29/747).
(ВСТАВИТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ КАРТУ)

В 1733 при войсковом атамане Даниле Ефремове на месте деревянной Ильинской церкви был возведён каменный храм в честь Преображения Господня. Освящённая в 1751 году, церковь становится Преображенской с главным престолом во имя Преображения Господня и двумя боковыми приделами: Св. Пророка Илии и мчч. Флора и Лавра.

На Ратном поле у стен сначала деревянной Ильинской, затем — каменной Преображенской церкви собирались перед походами казачьи рати, служили молебен и отправлялись на бой с басурманами. Отсюда закрепившееся второе название — Ратненская церковь. Под звон церковных колоколов донцы уходили на битвы и возвращались с победой, трофеями и погибшими товарищами. Казаки при любых обстоятельствах старались похоронить погибших воинов в родной земле.

Так вокруг Храма образовалось Ратное кладбище, ставшее Великим казачьим погостом, на котором упокоены легендарные герои донской истории.
Вехи истории
Tilda Publishing
Про вехи истории
1673
Ратное урочище.
На холмах чуть севернее Черкасска был выстроен «Ратный» городок с населением около 6 000 человек. Причиной образования поселения стало объединение донских казаков и царского войска в борьбе против турок в Азове.
1701
Ильинская (Ратненская) церковь.
Была возведена деревянная Ратная церковь в честь Ильи Пророка с граничащими приделами Фрола и Лавра. Ещё её называли Ильинской.
1733
При войсковом атамане Даниле Ефремове на месте деревянной церкви возведена каменная.
1736
Ильинская (Ратненская) церковь.
«...святый образ пророка Илии перенесён от Крыма из Бакчи-Сарая донского походного войска Атаманом Иваном Фроловым большим и полковниками Фёдором Ивановым Туроверовым и Иваном Тимофеевым Иловайским с войском походным в 1736 году во время разорения Крыма и в память того поставлен в Черкасском, в церкви Святого Пророка Илии, что на Ратном»
1744
Ильинская (Ратненская) церковь.
В 1744 году в казачьей столице случился пожар, уничтоживший большинство жилых домов и храмов. Пострадала и находившаяся на окраине, за крепостными стенами деревянная Ратная церковь.
1749
Преображенский храм.
Начинается восстановление Черкасска, включая и его храмы — при немалых финансовых вливаниях из Петербурга и участии зодчих и строителей из Москвы. Храм Преображения Господня отстраивают в камне.
1751
Преображенский храм.
Храм освящают в три приёма. После образования здесь хутора и сооружения в нём деревянной церкви Святого Ильи Пророка в ней служили молебны казаки перед выступлением в походы. Также была пристроена небольшая каменная колокольня.
1788
Преображенский храм.
Во время пожара был уничтожен иконостас и некоторая церковная утварь.
1792
Преображенский храм.
Начались работы по иконостасу.
1840
Преображенский храм.
Проведён ремонт храма, в ходе которого оштукатурены фасады, ряд архитектурных деталей был обновлён в стиле классицизма.
1841
Ратненское кладбище.
Вокруг Ратненского кладбища (главного городского), лежащего вокруг Преображенского храма, была выстроена новая каменная ограда с железными решетками
1845
Преображенский храм.
Во время сильнейшего наводнения вода поднялась в храме на 45 сантиметров от пола.
1894
Преображенский храм.
На общественной земле станичным правлением был построен двухэтажный дом для священника. Церкви принадлежали каменные, крытые железом здания церковно-приходской школы на 80 учеников и церковной караулки для сторожей.
1900
Преображенский храм.
В предреволюционные годы храм является приходской церковью Ратной станицы и кладбищенской церковью Старочеркасска.
1909
Преображенский храм.
При храме действует библиотека
1917
Преображенский храм.
Сильное наводнение, вода в храме поднялась на полметра. Были отремонтированы пострадавшие от воды нижние части стен, подоконники и низ иконостаса.
1928
Преображенский храм.
Прекращение постоянных служб в храме. Представителями Советской власти проведены изъятие и уничтожение икон храма.
1935
Преображенский храм.
5 сентября 1935 года полностью закрыта. В здании оборудовали ремонтно-механические мастерские, а затем склад удобрений совхоза "Старочеркасский".
1971
Преображенский храм.
Храм передан на баланс Старочеркасского историко-архитектурного музея заповедника (СИАМЗ).
1974
Преображенский храм.
Церковь взята на госохрану как памятник истории и культуры федерального значения. Работы по восстановлению велись в начале 1980-х годов.
1990
Преображенский храм.
22 февраля 1990 года здание храма передано Русской православной церкви. 5 апреля при храме открыт приход.
2001
Преображенский храм.
В 2001 году в помещении трапезной начали проходить службы.
2006
Преображенский храм.
Ремонт фасадов был проведён в 2006 году. Восстановление памятника ведётся и в настоящее время.
2018
Преображенский храм.
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил литургию в Престольный праздник Преображения Господня (Яблочный Спас).
2025
Духовно-исторический комплекс «Ратненский».
Южный федеральный университет провёл исследование «Социология Ратненского храма», результаты которого легли в основу формирования духовно-исторического комплекса «Ратненский»
Традиции
Духовные традиции Ратненского — это молитва утром и вечером, крестные ходы по казачьей земле да поминальные литии по павшим воинам. Казачьи же обычаи живут в звоне шашек на парадах, в старинных песнях за трапезой и в суровом законе: «За Веру, Дон и Отечество!» — где сабля служит кресту.
Казаки были глубоко верующими людьми. Любое большое дело они предваряли молитвой. Казаки обязательно поминали усопших, поскольку остро чувствовали свою духовную связь с умершими.

У казаков существовало множество различных религиозных традиций обрядов, они благоговейно относились к православным святым, обязательно должным чином отмечали православные праздники.
1. Престольные праздники Ратненского Храма
  • Престольный праздник Илии Пророка (Ильин день)

    Дата: 02 августа
Тропарь праздника
Во пло́ти Ангел, / проро́ков основа́ние, / вторы́й Предте́ча прише́ствия Христо́ва Илия́ сла́вный, / свы́ше посла́вый Елисе́еви благода́ть, / неду́ги отгоня́ти / и прокаже́нныя очища́ти, / те́мже и почита́ющим его́ то́чит исцеле́ния.
Кондак
Проро́че и прови́дче вели́ких дел Бо́га на́шего,/ Илие́ великоимени́те,/ веща́нием твои́м уста́вивый водото́чныя о́блаки,// моли́ о нас еди́наго Человеколю́бца.
Молитва
О, прехва́льный и пречу́дный проро́че Бо́жий Илие́, просия́вый на земли́ равноа́нгельским житие́м твои́м, пла́меннейшею ре́вностию по Го́споду Бо́гу Вседержи́телю, еще́ же зна́мении и чудесы́ пресла́вными, та́же по кра́йнему благоволе́нию к тебе́ Бо́жию преесте́ственно восхище́нный на о́гненней колесни́це с пло́тию твое́ю на не́бо, сподо́бльшийся бесе́довати с преобрази́вшимся на Фаво́ре Спаси́телем ми́ра, и ны́не в ра́йских селе́ниих непреста́нно пребыва́яй и предстоя́й Престо́лу Небе́сного Царя́! Услы́ши нас, гре́шных и непотре́бных, в час сей предстоя́щих пред свято́ю твое́ю ико́ною и усе́рдно прибега́ющих к хода́тайству твоему́. Моли́ о нас Человеколю́бца Бо́га, да пода́ст нам дух покая́ния и сокруше́ния о гресе́х на́ших и всеси́льною Свое́ю благода́тию да помо́жет нам оста́вити пути́ нече́стия, преспева́ти же во вся́ком де́ле бла́зе, да укрепи́т нас в борьбе́ со страстьми́ и похотьми́ на́шими, да всади́т в сердца́ на́ша дух смире́ния и кро́тости, дух братолю́бия и незло́бия, дух терпе́ния и целому́дрия, дух ре́вности к сла́ве Бо́жией и о спасе́нии свое́м и бли́жних до́брое попече́ние. Упраздни́ моли́твами твои́ми, проро́че, злы́я обы́чаи ми́ра, па́че же поги́бельный и тлетво́рный дух ве́ка сего́, заража́ющий христиа́нский род неуваже́нием к Боже́ственней Правосла́вней ве́ре, к уста́вом Святы́я Це́ркве и к за́поведем Госпо́дним, непочте́нием к роди́телем и власте́м предержа́щим, и низверга́ющий люде́й в бе́здну нече́стия, развраще́ния и поги́бели. Отврати́ от нас, пречу́дне проро́че, предста́тельством твои́м пра́ведный гнев Бо́жий и изба́ви вся гра́ды и ве́си оте́чества на́шего от бездо́ждия и гла́да, от стра́шных бурь и землетрясе́ний, от смертоно́сных язв и боле́зней, от наше́ствия враго́в и междоусо́бной бра́ни. Укрепи́ твои́ми моли́твами, пресла́вне, предержа́щия вла́сти на́ша в вели́цем и многотру́днем по́двизе народоправле́ния, благопоспеше́ствуй им во всех благи́х дея́ниих и начина́ниих к водворе́нию ми́ра и пра́вды в стране́ на́шей. Посо́бствуй христолюби́вому во́инству во бране́х со врага́ми на́шими. Испроси́, проро́че Бо́жий, от Го́спода па́стырем на́шим святу́ю ре́вность по Бо́гу, серде́чное попече́ние о спасе́нии пасо́мых, му́дрость во уче́нии и управле́нии, благоче́стие и кре́пость во искуше́ниих, судия́м испроси́ нелицеприя́тие и безкоры́стие, правоту́ и сострада́ние к оби́димым, всем нача́льствующим попече́ние о подчине́нных, ми́лость и правосу́дие, подчине́нным же поко́рность и о послуша́нии свое́м раче́ние. Да та́ко в ми́ре и благоче́стии пожи́вше в сем ве́це, сподо́бимся прича́стия ве́чных благ в Ца́рствии Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.
2-я Молитва
О, вели́кий и пресла́вный проро́че Бо́жий Илие́, ре́вности ра́ди твоея́ по сла́ве Го́спода Бо́га Вседержи́теля не терпе́вый зре́ти идолослуже́ния и нече́стия сыно́в Изра́илевых, облича́вый законопресту́пного царя́ Аха́ва, и в наказа́ние тех триле́тний глад на зе́млю Изра́илеву моли́твою твое́ю от Го́спода испроси́вый, да, отве́ргше ме́рзкия и́долы и отсту́пльше от непра́вд и беззако́ний, обрати́тся ко Еди́ному И́стинному Бо́гу и исполне́нию святы́х Его́ за́поведей, вдови́цу Саре́птскую в гла́де пречу́дно препита́вый и сы́на ея́ уме́рша моли́твою твое́ю воскреси́вый, по проше́ствии же пронарече́ннаго вре́мене гла́да, собра́нный на го́ру Карми́льскую наро́д изра́ильский в богоотсту́пстве и нече́стии укори́вый, та́же огнь моли́твою на же́ртву твою́ с небесе́ испроси́вый, и чу́дом сам Изра́иля ко Го́споду обрати́вый, сту́дныя же проро́ки Ваа́ловы посрами́вый и умертви́вый, по сих же моли́твою па́ки не́бо разреши́вши и оби́льный дождь на зе́млю испроси́вый, и лю́ди Изра́илевы возвесели́вый! К тебе́, преди́вный уго́дниче Бо́жий, усе́рдно прибега́ем, гре́шнии и смире́нии, томи́ми бездо́ждием и зно́ем; испове́дуем, я́ко недосто́йни есмы́ ми́лости и благодея́ний Бо́жиих, досто́йни же па́че лю́тых преще́ний гне́ва Его́, ско́рби же и ну́жды, и вся́ких зол и боле́зней. Не бо ходи́хом в стра́се Бо́жии и в путе́х за́поведей Его́, но в по́хотех развраще́нных серде́ц на́ших и вся́кий вид греха́ безчи́сленно сотвори́хом; беззако́ния на́ша превзыдо́ша главу́ на́шу, и не́смы досто́йни яви́тися пред лице́ Бо́жие и зре́ти на не́бо. Испове́дуем, я́ко и мы, я́коже дре́вний Изра́иль, отступи́хом от Го́спода Бо́га на́шего, а́ще не ве́рою, то беззако́ньми на́шими, и а́ще не поклоня́емся Ваа́лу и други́м ме́рзким и́долом, то раболе́пствуем страсте́м и по́хотем на́шим, слу́жаще и́долу чревоуго́дия и сластолю́бия, и́долу корыстолю́бия и честолю́бия, и́долу го́рдости и тщесла́вия, и вслед хо́дим богопроти́вным иноплеме́нным обы́чаем и поги́бельному ду́ху вре́мене. Испове́дуем, я́ко сего́ ра́ди заключи́ся не́бо и сотвори́ся а́ки ме́дяно, я́ко заключи́ся се́рдце на́ше от милосе́рдия и и́стинныя любве́ ко бли́жнему; сего́ ра́ди отверде́ земля́ и соде́лася безпло́дна, я́ко не прино́сим Го́споду на́шему плодо́в до́брых дел; сего́ ра́ди несть дождя́ и росы́, я́ко не и́мамы слез умиле́ния и животво́рныя росы́ Богомы́слия; сего́ ра́ди увяде́ всяк злак и трава́ се́льная, я́ко и́зсеше в нас вся́кое благо́е чу́вство; сего́ ра́ди омрачи́ся возду́х, я́ко ум наш омрачи́ся сту́дными помышле́ньми и се́рдце на́ше оскверни́ся беззако́нными похоте́ньми. Испове́дуем, я́ко и тебе́, проро́че Бо́жий, проси́ти мы недосто́йни есмы́. Ты бо, подобостра́стен быв нам челове́к, А́нгелом в житии́ твое́м уподо́бился еси́ и, а́ки безпло́тный, на не́бо восхище́н еси́; мы же сту́дными по́мыслы и дея́ньми на́шими безслове́сным ското́м уподо́бихомся, и ду́шу на́шу я́ко плоть сотвори́хом. Ты посто́м и бде́нием удиви́л еси́ А́нгелов и челове́ков, мы же, предаю́щеся невоздержа́нию и сластолю́бию, ското́м несмы́сленным уподобля́емся. Ты презе́льною ре́вностию о сла́ве Бо́жией вы́ну горе́л еси́, мы же небреже́м о сла́ве на́шего Творца́ и Го́спода, и стыди́мся испове́довати достопокланя́емое и́мя Его́. Ты нече́стие и злы́я обы́чаи искореня́л еси́, мы же ра́бствуем ду́ху ве́ка сего́, поставля́юще богопроти́вныя обы́чаи ми́ра па́че за́поведей Бо́жиих и уста́вов святы́я Це́ркве. И кий грех и непра́вду не сотвори́хом мы окая́нии? Истощи́хом беззако́ньми на́шими долготерпе́ние Бо́жие. Те́мже правосу́дный Госпо́дь прогне́вася на нас, и во гне́ве Свое́м наказа́ нас. Оба́че ве́дуще ве́лие дерзнове́ние твое́ пред Го́сподем и наде́ющеся на любо́вь твою́ к ро́ду челове́ческому, дерза́ем моли́ти тя, прехва́льне проро́че: ми́лостив бу́ди к нам, недосто́йным и непотре́бным, умоли́ Великодарови́таго и Всеще́драго Бо́га, да не до конца́ прогне́вается на ны и не погуби́т нас со беззако́ньми на́шими, но да ниспосле́т на жа́ждущую и изсо́хшую зе́млю до́ждь оби́льный и ми́рный, да да́рует ей плодоно́сие и благорастворе́ние возду́ха; преклони́ де́йственным твои́м хода́тайством на ми́лость Царя́ Небе́снаго, а́ще не ра́ди нас гре́шных и скве́рных, но ра́ди избра́нных рабо́в Его́, не преклони́вших коле́на своя́ пред Ваа́лом ми́ра сего́, ра́ди незло́бивых и несмы́сленных младе́нцев, ра́ди безслове́сных ското́в и птиц небе́сных, стра́ждущих за на́ша беззако́ния и истаева́ющих от гла́да, зно́я и жа́жды. Испроси́ нам твои́ми благоприя́тными моли́твами от Го́спода дух покая́ния и серде́чнаго умиле́ния, дух кро́тости и воздержа́ния, дух любве́ и терпе́ния, дух стра́ха Бо́жия и благоче́стия, да та́ко, возврати́вшеся от стезе́й нече́стия на пра́вый путь доброде́тели, хо́дим во све́те за́поведей Бо́жиих и дости́гнем обетова́нных нам благи́х, благоволе́нием Безнача́льного Бо́га Отца́, человеколю́бием Единоро́днаго Сы́на Его́ и благода́тию Всесвята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
3-я Молитва
О, святы́й проро́че Бо́жий Илие́, моли́ о нас Человеколю́бца Бо́га, да пода́ст нам, раба́м Бо́жиим (имена), дух покая́ния и сокруше́ния о гресе́х на́ших, и всеси́льною Свое́ю благода́тию да помо́жет нам пути́ нече́стия оста́вити, преспева́ти же во вся́ком де́ле бла́зе, и в борьбе́ со страстьми́ и похотьми́ на́шими да укрепи́т нас; да всади́т в сердца́ на́ша дух смире́ния и кро́тости, дух братолю́бия и незло́бия, дух терпе́ния и целому́дрия, дух ре́вности ко сла́ве Бо́жией и о спасе́нии свое́м и бли́жних до́брое попече́ние. Отврати́ от нас предста́тельством твои́м пра́ведный гнев Бо́жий, да та́ко в ми́ре и благоче́стии пожи́вше в сем ве́це, сподо́бимся прича́стия ве́чных благ во Ца́рствии Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Велича́ем тя, / святы́й сла́вный проро́че Бо́жий Илие́, / и чтим, е́же на Небеса́ / на колесни́це о́гненней, // пресла́вное восхожде́ние твое́.
У донских казаков Илия Пророк («Илья») традиционно был одним из самых почитаемых святых, а его праздник — одним из самых любимых. В народе Илию Пророка считают одним из самых грозных святых, повелителем небесных стихий: огня, дождя, грома и молнии. Действительно, на Илью обычно случается гроза и идёт дождь, на раскаты грома в этом случае говорят: «Илья Пророк в своей небесной колеснице проехал». Суровый старец с длинной седой бородой — Илия Пророк, в представлении людей, гремит громом, мечет молнии, гоняющего ими змия и нечистого духа и наказывая людей за зло и неправду. В ночь на Илию Пророка обычно бывает ненастная погода, гроза, сильный ветер.

В народе Илия Пророк также считается покровителем урожая и плодородия. Чтобы умилостивить Илию Пророка, любая работа в поле, огороде, дома в этот день была запрещена. На Илью устраивались совместные трапезы, народные гулянья, ярмарки.
По народным приметам с Илиёй лето уступает место осени: «Илья Пророк лету срок». На деревьях появляются первые жёлтые листья, дни становятся короче, а ночи длиннее и прохладнее. В народе существует такая поговорка: «Пётр и Павел (имеется в виду православный праздник почитания святых апостолов Петра и Павла 12 июля) на час день убавил, а Илья Пророк — два уволок».


Св. Пророк Илия
Престольный праздник Илии Пророка в станице Старочеркасской отмечали три дня.

Из всех престольных церковных праздников, жители станицы выделяли, пожалуй, только праздник Илии пророка. Праздновали его с большим размахом. Рано утром, в станицу съезжались казаки из хуторов Арпачин, Алитуб, Подпольный, Бунты. И во всех церквях начинались тожественные богослужения. После службы начинались гулянья, начинала работу ярмарка.

За два дня начинали съезжаться купцы и лавочники с товарами. Ярмарка длилась пять дней. Крытые палатки устанавливались за Войсковым собором в сторону реки Дон и протоки. На столиках и прилавках выставлялись сладости: халва, конфеты, вафли, мороженое в вафельных стаканчиках. Бублики и баранки, нанизанные на верёвочках, подвешивали на самовары. В соседних палатках продавали одежду, обувь, посуду. Развлечением на ярмарке был балаган. Его привозили из города. На небольшом возвышении устанавливали сцену, вокруг располагались небольшие деревянные скамеечки, вкопанные в землю. Вокруг сооружения возводилось ограждение из частокола.
При входе стоял клоун в яркой одежде, в колпаке с колокольчиком на голове и зазывал на представление: «Деньги есть — в балаган, денег нет — за балаган». Зрителей развлекали дрессированные животные: кошки, собаки, обезьяны, и даже медведь. На сцену выходил дрессировщик, выводил обезьяну, и обращался к ней: «Покажи, как пьяные бабы ходят?» Обезьяна ходила шатаясь, хваталась за голову, падала на деревянный настил, каталась по полу, перекатывалась с боку на бок. «Покажи, как бабы воду носят?» Обезьяна брала палку, клала на плечо и начинала важно расхаживать по сцене. После представления все желающие могли сфотографироваться с обезьяной и медведем. Неподалёку от балагана располагалась «крутилка счастья» — вращающийся разрисованный барабан, где за пять копеек можно было выиграть ручку, вазу, перечницу, и даже самовар.

Особую радость и веселье от праздника и ярмарки получала детвора. Никто не уходил без обновок, игрушек и сладостей. Среди игрушек предпочтение отдавали свистулькам, шарикам, ласточкам. Свистульки и ласточки были сделаны из глины, расписаны яркими красками и разноцветными пёрышками. Оболочка для шариков тоже была яркой, блестящей, а внутренность наполнялась опилками. Шарики и ласточки крепились к резинкам. Дети катались на каруселях и лодочках, лошадках. В послеобеденное время, ближе к вечеру, в казачьих дворах начинались праздничные застолья. За праздничным столом собирались родственники, кругом царили веселье и радость, Пели песни, плясали. Начиналось же и заканчивалось застолье в каждой компании песней «По Дону гуляет казак молодой».
Казачки готовили много блюд, столы ломились от угощений. На стол подавали жареную икру из «синеньких» (баклажан), малосольные огурцы, болгарский перец «чиненый» (фаршированный) мясом и рисом, котлеты и пюре, малосольные огурцы. Гулянья продолжались до позднего вечера.
  1. На праздник Илии пророка в станице заключались сделки между арендаторами земли. В этот день производилась расплата за пользование пая за прошедший год и заключалась новая сделка. За использование пая оплата была от 150 до 300 рублей. Кроме того, привозили «подарки»: ведро нардека (так назывался арбузный мёд), 2−3 махотки сметаны и мешок хорошего качества муки. Земли, которые сдавались в аренду, располагались в пределах хуторов Хомутовка и Турчанинов.
Традиции и факты

  1. В народе Илия считается повелителем огня, дождя, грома и молнии, а также урожая и плодородия.
  2. На Ильин день начинает ощущаться наступление осени: «Илья Пророк лету срок».
  3. У донских казаков Илия — один из самых почитаемых святых, а праздник — один из самых любимых. На Илию устраивались совместные трапезы, гулянья, ярмарки.
  4. Илию считают своим небесным покровителем воины воздушно-десантных войск России.
  • Престольный праздник Преображения Господня (Преображение)

    Дата: 19 августа
Традиции и факты

  1. Дата праздника установлена позже даты евангельского события для вытеснения из народного сознания языческих праздников.
  2. На торжественном богослужении духовенство облачается в белые ризы — символ божественного нетварного Фаворского Света.
  3. В народе праздник называется Яблочный Спас, в храмах происходит освящение плодов нового урожая, на Руси — яблок.
  • Престольный праздник Св. мучеников Флора и Лавра

    Дата: 31 августа
Традиции и факты

  1. На Руси Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота.
  2. На иконах св. мученики Флор и Лавр обычно изображаются с конями.
  3. В Ратненском храме есть народное свидетельство современного чуда по молитвам св. мученикам Флору и Лавру.
2. Молитвы казаков
Каждый казак в обязательном порядке знал молитвы своих прадедов, которые он истово читал перед битвой. Помочь ему одолеть врага и вернуться домой должны были освещённые и замоленные перед походом сабли, мечи и защитное обмундирование.

Донские казаки, придерживавшиеся канонического православия, свято чтили все церковные традиции, дополняя их собственными специфическими обычаями. К числу подобных нововведений можно отнести религиозный обряд, приуроченный к проводу донца на службу, а также благодарственный молебен, заказываемый родными при его возвращении.
Перед уходом на службу каждый сын должен был получить благословение отца, который, держа в руках икону, завещал молодцу всегда помнить о Боге и его заповедях и с честью отдать воинский долг государю и Отечеству.

После все новобранцы и станичники собирались у часовни, где проходила обедня, в ходе которой казаки просили у Николая Чудотворца покровительство и помощь.
Перед сражением казаки совершали общую молитву, которая начиналась с команды: «Шапки на молитву долой!». После этого читались молитвы согласно требнику и воинскому чинопоследованию.
Характерной особенностью воинских молитвенных традиций донских казаков является органичное вплетение в них народных фольклорных заговоров. Эти церковно-суеверные формулы из поколения в поколения служили воинам дополнительным оберегом в их постоянном пребывании на рубеже жизни и смерти.

Например, молитву донских казаков («Господи, помилуй мя, грешного и сохрани!») полагалось читать, по свидетельству современных исследователей традиционной культуры, с шашкой наголо и совершая верхом на коне круги. Темп скачки все увеличивался, и, наконец, казаки разворачивались и мчались на противника лавой.

Большое разнообразие военных молитвенных заговоров донцов стали известны общественности благодаря публикациям исследователя фольклора Леонида Майкова (XIX век). Майков приводит старинный казачий заговор-молитву, в котором имеются такие слова:
Есть море-окиян; на том море-окияне стоит столб, на том столбе стоит царь, высота его с земли и до небеси, и от востока и до запада, и от юга и до севера… Утиши всякое стреляние встречу, св. евангелист Христов Лука, неверных людей, моих супостатов. Падите, железа, в свою матерь-землю! Ты же, береза, в свою ж матерь-землю, а вы, перья, в свою птицу пернату, а птица в бонт и в сыню, а рыба в море — от меня, р. Б. (имярек), всегда, ныне…
В годы Великой Отечественной войны казаки искренне верили, что тексты молитв-заговоров спасают их от вражеской пули, и хранили в карманах гимнастёрок или в швах рубахи. Исследователь духовной культуры донских казаков Проценко приводит такой текст:
Господи, Ты суд земли прими молитву мою пошли силу Свою, кто стремится на погибель мою, пусть станет как столб, где проходит сила Твоя. Аминь
Священные тексты молитв передавались от отца к сыну. В мирное время они хранились в красном углу дома, а в день отправления на войну помещались в ладанку или вкладывались в шов рубахи. Вместе с горстью родной земли и образком они образовывали так называемый охранительный комплекс.

Очень красочное описание обращения к молитве перед боем дано в романе Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон».
Казаки-второочередники с хутора Татарского и окрестных хуторов на второй день после выступления из дому ночевали на хуторе Ея. Казаки с нижнего конца хутора держались от верховцев особняком. Поэтому Петро Мелехов, Аникушка, Христоня, Степан Астахов, Томилин Иван и остальные стали на одной квартире. Хозяин — высокий дряхлый дед, участник турецкой войны — завел с ними разговор. Казаки уже легли спать, расстелив в кухне и горнице полсти, курили остатный перед сном раз.
— На войну, стал-быть, служивые?
— На войну, дедушка.
— Должно, не похожая на турецкую выйдет война? Теперь ить вон какая оружия пошла.
— Одинаково. Один черт! Как в турецкую народ переводили, так и в эту придётся, — озлобляясь неизвестно на кого, буркнул Томилин.
— Ты, милок, сепетишь-то без толку. Другая война будет.
— Оно конечно, — лениво, с зевотцей, подтвердил Христоня, о ноготь гася цыгарку.
— Повоюем, — зевнул Петро Мелехов и, перекрестив рот, накрылся шинелью.
— Я вас, сынки, вот об чем прошу. Дюже прошу, и вы слово мое попомните, — заговорил дед.
Петро отвернул полу шинели, прислушался.
— Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйтить — надо человечью правду блюсть.
— Какую? — спросил Степан Астахов, лежавший с краю. Он улыбнулся недоверчиво. Он стал улыбаться с той поры, когда услышал про войну. Она его манила, и общее смятение, чужая боль утишали его собственную.
— А вот какую: чужого на войне не бери — раз. Женщин упаси бог трогать, и ишо молитву такую надо знать.
Казаки заворочались, заговорили все сразу.
— Тут хучь бы свое не уронить, а то чужое.
— А баб как нельзя трогать? Дуриком — это я понимаю — невозможно, а по доброму слову?
— Рази ж утерпишь?
— То-то и оно!
— А молитва, какая она?
Дед сурово насталил глаза, ответил всем сразу:
— Женщин никак нельзя трогать. Вовсе никак! Не утерпишь — голову потеряешь али рану получишь, посля спопашишься, да поздно. Молитву скажу. Всю турецкую войну пробыл, смерть за плечьми, как переметная сума, висела, и жив остался через этую молитву.
Он пошел в горницу, порылся под божницей и принес клеклый, побуревший от старости лист бумаги.
— Вот. Вставайте, поспишите. Завтра, небось, до кочетов ить тронетесь?
Дед ладонью разгладил на столе хрустящий лист и отошел. Первым поднялся Аникушка. На голом, бабьем, лице его трепетали неровные тени от огня, колеблемого ветром, проникавшим в оконную щель. Сидели и списывали все, кроме Степана. Аникушка, списавший ранее остальных, скомкал вырванный из тетради листок, привязал его на гайтан, повыше креста. Степан, качая ногой, трунил над ним:
— Вшам приют устроил. В гайтане им неспособно водиться, так ты им бумажный курень приспособил. Во!
— Ты, молодец, не веруешь, так молчи! — строго перебил его дед. — Ты людям не препятствуй и над верой не насмехайся. Совестно так-то и грех!
Степан замолчал, улыбаясь; сглаживая неловкость, Аникушка спросил у деда:
— Там, в молитве, про рогатину есть и про стрелу. Это к чему?
— Молитва при набеге — это ишо не в наши времена сложенная. Деду моему покойнику от его деда досталась. А там, может, ишо раньше была она. В старину-то с рогатинами воевать шли да с сагайдаками.
Списывали молитвы на выбор, кому какая приглянется.
Молитва от ружья
Господи, благослови. Лежит камень бел на горе, что конь. В камень нейдет вода, так бы и в меня, раба божия, и в товарищей моих, и в коня моего не шла стрела и пулька. Как молот отпрядывает от ковадла, так и от меня пулька отпрядывала бы; как жернова вертятся, так не приходила бы ко мне стрела, вертелась бы. Солнце и месяц светлы бывают, так и я, раб божий, ими укреплен. За горой замок, замкнут тот замок, ключи в море брошу под бел-горюч камень Алтор, не видный ни колдуну, ни колдунице, ни чернецу, ни чернице. Из океан-моря вода не бежит, и желтый песок не пересчитать, так и меня, раба божья, ничем не взять. Во имя отца, и сына, и святого духа. Аминь.
Молитва от боя
Есть море-океан, на том море-океане есть белый камень Алтор, на том камне Алторе есть муж каменный тридевять колен. Раба божьего и товарищей моих каменной одеждой одень от востока до запада, от земли и до небес; от вострой сабли и меча, от копья булатна и рогатины, от дротика каленого и некаленого, от ножа, топора и пушечного боя; от свинцовых пулек и от метких оружий; от всех стрел, перенных пером орловым, и лебединым, и гусиным, и журавлиным, и дергуновым, и вороновым; от турецких боев, от крымских и австрийских, нагонского супостата, татарского и литовского, немецкого, и шилинского, и калмыцкого. Святые отцы и небесные силы, соблюдите меня, раба божьего. Аминь.
Молитва при набеге
Пречистая владычица святая богородица и господь наш Иисус Христос. Благослови, господи, набеги идучи раба божьего и товарищей моих, кои со мною есть, облаком обволоки, небесным, святым, каменным твоим градом огради. Святой Дмитрий Солунский, ущити меня, раба божьего, и товарищей моих на все четыре стороны: лихим людям ни стрелять, ни рогаткою колоть и ни бердышем сечи, ни колоти, ни обухом прибити, ни топором рубити, ни саблями сечи, ни колоти, ни ножом не колоти и не резати, ни старому и ни малому, и ни смуглому и ни черному; ни еретику, ни колдуну и ни всякому чародею. Все теперь предо мною, рабом божьим, посироченным и судимым. На море на океане на острове Буяне стоит столб железный. На том столбе муж железный, подпершися посохом железным, и заколевает он железу, булату и синему олову, свинцу и всякому стрельцу: «Пойди ты, железо, во свою матерь-землю от раба божья и товарищей моих и коня моего мимо. Стрела древоколкова в лес, а перо во свою матерь-птицу, а клей в рыбу». Защити меня, раба божья, золотым щитом от сечи и от пули, от пушечного боя, ядра, и рогатины, и ножа. Будет тело мое крепче панцыря. Аминь.
3. Духовные пути
У Ратненского храма существует многовековая духовная связь с другим важнейшим местом христианской молитвы, местом славы и скорби, последним земным и небесным пристанищем казаков – Монастырским урочищем. В XIX – начале XX веков существовала традиция проведения Церемонии Монастырской панихиды и панихиды на Ратненском.

В субботу на Сырной неделе походный атаман с ополчением из донских станиц собирались на Монастырском урочище, образовывали круг вокруг могилы своих праотцов и служили панихиду, проводили специально разработанный церемониал, делали троекратный выстрел из ружей.

После небольшой закуски ополчение отправлялось в Преображенскую (Ратненскую) церковь, где соборно совершалась вторичная панихида по всем православным донским воинам. По окончании панихиды также проводился троекратный выстрел из ружей.
В XX веке эта традиция была утеряна, однако в веке XXI она частично возобновлена в виде Крестного Хода, движущегося в противоположном направлении: от Войскового Собора через Преображенскую (Ратненскую) церковь, где совершается панихида, и далее – на Монастырское урочище для совершения ещё одной панихиды по погибшим воинам.
Структура комплекса
Tilda Publishing
Духовно-исторический комплекс «Ратненский» — это единство шести ключевых элементов.
Миссия комплекса
Хранить память павших, возрождать дух живых,
соединять эпохи через веру и подвиг.
Чтобы каждый, кто прикоснется к Ратненским святыням,
обрел силу предков и надежду на Вечность.
«Хранить память павших»

Не дать кануть в забвение жертве, принесенной за Дон и Отечество.

Вечный покой в Ратненском Некрополе. Молитва у Ратного Ангела. Имена героев в камне и летописях.

«Возрождать дух живых»

Пробуждать в посетителях благодарность, Веру и волю к добру.

Живая литургия в Преображенском храме. Уроки мужества в музее казачьей славы. Традиции, оживающие в Центре «Светоч».

«Соединять эпохи через веру и подвиг»

Разрушить барьер времени, показав: герои прошлого — часть нас сегодняшних.

Древние камни исторического Ратненского храма. Современные технологии (VR, 3D-туры). Потомки, чтящие имена предков.

«Обрести силу предков и надежду на Вечность»

Дать духовную опору в мире, где память коротка, а вера хрупка.

Сила — от осознания: «Мы — потомки хранимых Богом героев». Надежда — от понимания: «Смерть не конец — мы встретимся в Вечности».

Карта комплекса
Список использованных источников и литературы
  1. Азбука Веры. Житие пророка Илии Фесвитянина
  2. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг (2010) – Москва: «Ковчег»
  3. Журнал ФОМА. Преображение Господне. Коротко о празднике
  4. Казаковед. Храм Мучеников Флора и Лавра, г. Пролетарск
  5. Соловейкина Г., По народному поверью, Илья Пророк лету срок
  6. Правмир. День памяти святых мучеников Флора и Лавра
  7. Проценко, Б. (1998). Духовная культура донских казаков. Заговоры, обереги, народная медицина, поверья, приметы. Ростов-на-Дону.
  8. Дзен.ру. Кириллица. Как молились Богу казаки
  9. Шолохов, М.А. (2004). Тихий Дон. Роман в 4 книгах и 2 томах. М: АСТ; Астрель; Люкс
  • © 2025 Духовно-исторический комплекс «Ратненский»

    © 2025 Местная религиозная организация «Православный приход Преображенского Ратненского храма ст. Старочеркасской Аксайского района Ростовской области Ростовской-на-Дону Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

Made on
Tilda